Оперы
   

АФИША

Спектакль
Иоланта
Опера
Петр Чайковский
Постановка: Большой театр
Режиссер: Георгий Ансимов
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1


Прошедшие выступления

Дон Джованни. Вольфганг Амадей Моцарт

«Дон Джованни» – это опера в двух действиях на музыку Вольфганга Амадея Моцарта и либретто Лоренсо да Понте. Премьера оперы состоялась в Театре «Estates» в Праге 29 октября 1787 года.

Из многих опер, основанных на легенде о Доне Жуане, «Дон Джованни», как думают, является вне конкуренции. Либретто Да Понте было объявлено, как многие работы его времени, «dramma giocoso»: "giocoso" означало комичность, а "dramma" составление оперного текста (сокращенно "dramma per musica"). Эта работа Моцарта вошла в его каталог как опера «buffa».

Датский философ Сырен Киркегаард написал длинное эссе в своей книге «Enten/Eller» (Или/Или), в котором он утверждает, что «Дон Джованни» Моцарта - самая прекрасная опера, когда-либо написанная. Финал, в котором Дон Джованни отказывается раскаиваться, был очаровательной философской и артистической темой для многих авторов, включая Джорджа Бернарда Шоу, который в «Человеке и Супермене», пародировал оперу (с явным упоминанием об оценке Моцарта для сцены финала между Коммендаторе и Доном Джованни).

Адаптация экранизации оперы была сделана под названием «Доном Джованни» в 1979 году, и была направлена Джозефом Лозеем. Некоторые из великих Донов Джованни на оперной сцене были басами - Эцьо Пинца, Чезаре Сьепи и Норман Треигл и баритонами Дитрих Фишер-Дискау и Томас Хампсон.

Как основной элемент стандартного оперного репертуара, опера занимает седьмое место в «Списке двадцати распространенных опер Америки» в Северной Америке.

Состав и премьеры

Либретто было закончено в июне 1787 года, а партитура была закончена 28 октября того же самого года. Опера была исполнена в Праге спустя один день после завершения партитуры с полным названием «Il Dissoluto Punito ossia il Don Giovanni Dramma giocoso in due atti». Когда опера была исполнена в Вене 7 мая 1788 года, следующие части были добавлены наряду с речитативами: ария Дона Оттавио «Dalla sua pace» (написанная 24 апреля для тенора Мореллы), ария Эльвиры «Mi tradi quell'alma ingrata» (написанная 30 апреля для сопрано Кавальери) и дуэт между Лепорелло и Церлиной «Per queste tue manine» (написанный 28 апреля).

Постановка

Заключительный ансамбль вообще не существовал до середины 20-го столетия, и не появился в венском либретто 1788 года. Моцарт также сделал сокращенную версию. Однако, ансамбль всегда исполняется полностью сегодня. Другой "исторический" подход состоял в том, чтобы сократить арию Дона Оттавио «Il mio tesoro», который был заменен в венской премьере тенором Франческо Морелу с «Dalla sua pace». Некоторые из этих арий все еще часто не учитывается. Дуэт «Per queste tue manine», написанный специально для венской премьеры, все еще часто сокращается в работе.

Дон Джованни и другие композиторы

Длительная популярность Дона Джованни привела к широким заимствованиям и аранжировкам оригинала. Самое известное и вероятно наиболее музыкально существенное произведение - оперная фантазия «Reminiscences de Don Juan» Франца Листа. Менуэт из финала первого акта делает несообразное появление в произведении Листа «Фантазия на две темы» из "Женитьбы Фигаро" Моцарта. А Сигизмунд Тальберг использует тот же самый менуэт, наряду с «Deh vieni alla finestra», в его Большой фантазии «Fantaisie sur la serenade et le Minuet de Don Juan», Опус. 42. «Deh vieni alla finestra» также появилась в «Klavierubung» Ферруччо Бузони под названием "Variations-Studie nach Mozart" (Вариации на тему Моцарта). Бетховен, Данци и Шопен - каждый написал ряд вариаций на дуэт Дона Джованни и Церлины, «Lа ci darem la mano».

Музыка из «Дона Джованни» также появилась во множестве музыки из кинофильмов, включая «Это Случилось в Бруклине», «Разделяя Взгляды», «Некоторые Девушки», «Мадагаскарская Кожа», «Il Cermonie» и «Костер Тщеславия». Ария «Il mio tesoro» используется как главная тема к классическим комедии Илинга «Kind Hearts and Coronets». Кроме того, «Lа ci darem la mano» была исполнена на банкете Бабетт между главной героиней, Филиппой, и ее поклонником, оперным певцом Ашилем Папеном, в момент романтичной нерешительности, которая отражает обстоятельства оперы.


Вольфганг Амадей Моцарт