Оперы
   

АФИША

Спектакль
Иоланта
Опера
Петр Чайковский
Постановка: Большой театр
Режиссер: Георгий Ансимов
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1


Прошедшие выступления

Кармен. Жорж Бизе

«Кармен» – это французская опера Жоржа Бизе. Либретто было написано Мейлаком и Халеви, основанное на истории с таким же названием Проспера Мэримэ.

Опера была впервые поставлена в «Opera Comique» в Париже 3 марта 1875 года. В течение года после ее премьеры, от нее отказались, опера была осуждена критиками как "безнравственная" и "поверхностная".

История касается главной героини Кармен, красивой цыганки с пламенным характером. Не осторожная со своей любовью, она была ответственна за жизни многих мужчин. Она обхаживала капрала Дона Хосе, принуждая его взбунтоваться против своего начальника. Его безумное увлечение заставляет его присоединяться к банде контрабандистов, членом которых является Кармен. Он счастлив с Кармен в течение краткого периода, но доходит до безумия, когда она ухожит от него к тореадору Эскамилло.

Несколько известных частей этой оперы отдельно появились в произведении: «Prelude» (увертюра), Песня Тореодора и Хабанера.

Сегодня, это - одна из самых популярных опер в мире и основной элемент стандартного оперного репертуара. «Кармен» имеет номер четыре в списке 20 наиболее часто исполняемых опер в Северной Америке.

Музыкальные элементы

Когда у композитора спрашивали, почему он не посетил Испанию, чтобы разработать свою партитуру, Бизе отвечал - "нет, это только смутило бы меня". Бизе брал элементы испанской музыки в партитуру, придерживаясь очевидно французской музыки. Несколько частей, особенно Секвидилла и Цыганская Песня делают показывают широкое использование элементов музыки фламенко. Кроме того, антракт акта IV, кажется, написан под влиянием испанской песни Мануэля Гарсия, включая элементы цыганской музыки.

Бизе внес несколько популярных испанских песен непосредственно в партитуру. Они включают «El arreglito», которая стала хабанерой, и народную песню, которую Кармен нахально поет, когда ее допрашивает Зунига, оба написанные Йрадир. Хабанера была написана, чтобы заменить арию, которую Galli-Marie не любят, и Бизе возможно написал более чем десять изменений.

Бизе использует очень небольшую систему лейтмотива, предпочитая использовать новый материал для каждой сцены. Существует два мотива, связанные с Кармен. Первый – это мотив роковой Кармен, который приписывают испанской музыке. Это зловеще слышится непосредственно после Прелюдии, и служит прототипом окончания оперы. Это слышится в этой форме, когда Кармен выбирает Хосе своим возлюбленным, в начале Цветочной Песни, и в течение заключительных моментов оперы. Она также слышна в ускоренном виде, при входе Кармен. Эту тему чаще слышат в струнных, и используется, когда более медленная версия останавливает поток музыки.

Другая тема, связанная с Кармен представляет ее влияние на Хосе. Слышится после того, как Хосе выбран как возлюбленным Кармен, и когда Кармен забрает полиция Хосе и Зунига. Эта сильная тема, как Кармен, и красивая, и трагичная. В сокращенную последовательность от оригинального выпуска, помещен хор взбешенных женщин в акте I, и эти две темы играются контрапунктово.

Драматические элементы

«Кармен» была чрезвычайно инновационной в плане своих текстов: это больше не была французская Опера, ограниченная одномерными комическими героями. Два ведущих героя в произведении - одни из самых глубоких во всей оперной литературе. Переход Дона Хосе от преданного любовника и солдата к одержимому сумасшедшему чудесно изображается и через музыку, и через либретто. Музыка также подтверждает, что Кармен не становилась разрушительной фигурой, как Электра или Лулу: она не преследует мужчин, они бегают за нею. Пооскольку Бизе уклонялся от традиционного изображения оперной роковой женщины, Кармен стала трудным героем для понимания (или изображения на сцене). Она является фаталистической и жизнелюбивой, живя полностью в настоящий момент. Ее красота неумышленно завлекает мужчин, которые затем приходят к крушению их собственных, вводящих в заблуждение идей относительно любви. Характер Кармен лучше всего иллюстрируется в сцене игры в карты, в которой она принимает предупреждение о смерти, как неизбежное. Хосе является неподходящим человеком для Кармен, желая постоянства в форме преданности: после сообщения, что Кармен танцевала для мужчин в акте II, он становится очень обеспокоенным. Непостоянство ее характера – анархия для Хосе, и будучи солдатом, он избавляется от этого.

Кармен и Хосе имеют три дуэта, которые представляют три стадии их отношений. Первый в первом в акте является соблазнением, второй в акте II, - конфликтом, и последний в акте IV - трагическим решением. Музыкально, дуэты не находятся в стиле традиционных французских или итальянских дуэтов, где два голоса становятся одним. Они показывают несовместимость Кармен и Хосе, поэтому они почти никогда не поют вместе.

Поддерживающие герои, Микаэла и Эскамилло, не развиты так, как эти два главных героя, и используются для размышления над ведущими. Микаэла представляет наивное прошлое Хосе, тогда как Эскамилло представляет захватывающее будущее Кармен. Микаэла – из лирических опер Гуно, тогда как Эскамилло - из традиционной оперы «buffa». Микаэла имеет небольшую арию в акте III, который показывает, что ее значение в истории не является большим: она была создана, чтобы быть противоположностью Кармен, но она также представляет мать Хосе. Эскамилло имеет самую известную песню в партитуре. Бизе знал, что песня будет популярна, но он тайно презирал ее, говоря, что "Они хотят этот хлам, и они получат его”.