Оперы
   

АФИША

Спектакль
Иоланта
Опера
Петр Чайковский
Постановка: Большой театр
Режиссер: Георгий Ансимов
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1


Прошедшие выступления

Капулетти и Монтекки. Винченцо Белини

«Капулетти и Монтекки» («Capulets & Montagues») - итальянская опера Винченцо Белини.

Либретто Феличе Романи было переделыванием истории Ромео и Джульетты для оперы Николя Вассая под названием «Джульетта и Ромео». Она была основана на итальянских источниках, а не взята непосредственно из произведения Шекспира. (Сцена могилы из оперы Вассая иногда исполнялась в опере Беллини.)

Беллини хотел написать оперу в течение карнавального сезона 1830 года в Teatro La Fenice в Венеции, всего за полтора месяца для постановки. Он преуспел в приспосабливании большого количества музыки, предварительно написанного для его неудачной оперы «Zaira».

Премьера оперы «Капулетти и Монтекки» состоялась 11 марта 1830 года.

За либретто стоит много итальянцев конца эпохи Ренессанса, а не источник Шекспира «Ромео и Джульетта». Романи переписал для Беллини «Джульетту и Ромео», которую он написал изначально для Вассая, который пригласил на постановку «Джульетты и Ромео» в 1818 году Луиджии Ссеволу, где также принимал участие E. Торриани. Тема была очень популярна в Италии: существовали более ранние либретто Луцци для Марескальчи (1785, Венеция), Фоппа для Цингарелли (1796, Милан), и Буонаути для P. C. Гуглиелми (1810, Лондон). Первое итальянское либретто, явно основанное на пьесе Шекспира, принадлежало М. М. Марчело, для «Ромео и Джульетты» Марчетти(1865, Триест).

В Венеции, подготавливая местную премьеру «Il pirata» с Джудиттой Гризи в роли Имогин, Беллини написал «Капулетти» через полтора месяца (начиная с 20 января) после того, как Театро Ла Фенис покинул Джованни Пачини. Он написал часть Ромео для Гризи (чье присутствие, вместе с относительно слабой мужской компанией, возможно, обусловило выбор темы). Джульетта была спета Марией Карадори-Аллан, Тебальдо - Лоренсо Бонфигли, а Лоренсо - Раньери Поккини Кавальери. Беллини относил роль Лоренсо для баса, но в акте 1 собственноручной записи он изменил ее для тенора, и в акте 2 часть написана в тональности тенора. Хотя эти изменения, возможно, были произведены для Сенигаллии (лето 1830 год), Кавальери, певший в премьере, кажется, был тенором. (Изданное множество и большинство постановок назначают эту роль для баса.)

Синопсис

История имеет место внутри и вокруг дворца Капеллио (Capulet) в Вероне в течение 13-го столетия. В этой версии истории - Капулетти и Монтекки – это конкурирующие политические фракции (Гуэльф и Жибеллин соответственно), а не 'два дворянских рода, как у Шекспира'. Капеллио - отец Джульетты (Джульетта) и лидер Капулетти. Джульетта обручена с Тебальдо (Тибальт), однако она уже встретилась и влюбилась в Ромео, лидера Монтекки. Это тайна для всех кроме Лоренсо (Лоренс), ее доктора и доверенного лица. Усложняя дела, Ромео неосторожно убил сына Капеллио (брата Джульетты) в сражении.

Акт 1
Сцена 1

Во дворце Капеллио (бас) и Тебальдо (тенор) обращаются к своим последователям, сообщая об отклонении предложения мира, которое будет принесено посланником от Ромео. Тебальдо хочет мстить за убийство сына Капеллио в честь своего брака с Джульеттой ('И serbata a questo acciaro'). Капеллио хочет, чтобы брак был заключен немедленно, отклоняя возражения Лоренсо (бас), что Джульетта больна лихорадкой.

Ромео (меццо-сопрано) выступает под маской посланника Монтагью, предлагая мир, который будет гарантироваться браком Ромео и Джульетты. Он объясняет, что Ромео просит прощения в связи со смертью сына Капеллио ('Se Romeo t'uccise un figlio'), и предлагает занять место второго сына для старика. Капеллио заявляет, что Тебальдо уже занял это место, и отклоняет всю эту идею относительно мира. Ромео принимает их вызов войны ('La tremenda ultrice spada').

Сцена 2

В своей комнате Джульетта (сопрано) ждет Ромео (‘in the romanza 'Oh! quante volte'). Лоренсо входит. Он принял меры, чтобы Ромео смог приехать к ней и зашел через секретную дверь. Ромео пробует убедить Джульетту убежать с ним, но она сопротивляется во имя семьи и чести, объявляя, что она предпочла бы умиреть от разбитого сердца.

Сцена 3

Другая часть дворца, Капулетти празднуют предстоящий брак. Распознанный Лоренсо Ромео скрыто ожидает поддержки своих солдат, чтобы предотвратить свадьбу. В шуме после вооруженного нападения Монтекки, Джульетта видит Ромео, и он снова безуспешно убеждает ее убежать с ним. Капеллио и Теболдо обнаруживают их, полагая что Ромео - посланник Монтекки. Джульетта пробует оградить его от своего отца, но он гордо говорит им свое истинное имя. Монтекки вступают, чтобы защитить его, и любовники разделяют их двумя фракциями.

Акт 2
Сцена 1

Вводное ариозо для виолончели, Джульетта ждет новостей о борьбе в другой части дворца. Лоренсо говорит ей, что Ромео жив, но она будет скоро увезена в замок Теболдо. Он убеждает ее принять снотворное, которое заставит всех поверить, что она умерла. Он примет меры, чтобы Ромео присутствовал, когда она проснется. Капеллио пришел, чтобы приказать ей уехать с Теболдо на рассвете. Она просит прощения у ее отца перед тем, как она умирает ('Ah! non poss'io partire'). Капеллио встревожен, и подозревает причастность Лоренсо. Он будет наблюдать за ним.

Сцена 2

Двор дворца. Ромео нетерпеливо ждет Лоренсо, который никак не появляется. Тебальдо входит, и они исполняют сердитый дуэт ('Stolto! a un sol mio grido'). Они борются, но их схватка прерывается похоронной процессией ('Pace alla tua bell'anima'). Это - Джульетта. Враги объединяются в раскаянии, прося у друг друга смерти.

Сцена 3

Склепы Капулетти. Ромео входит, и его компаньоны открывают могилу Джульетты. Ромео прощается с нею ('Deh! tu, bell'anima') и выпивает яд. Джульетта просыпается и обнаруживает Ромео, удивленного ее симулированной смертью и не знающего плана Лорензо. С большим пафосом Ромео говорит ей, что он уже сделал все, чтобы закончить свою жизнь. Он умирает и Джульетта, неспособная жить без него, умирает от горя на его теле. Капулетти и Монтекки обвиняют Капеллио в трагедии.